Свет И Цвет

Вращающийся пейзаж и сопровождающая нас Луна

Суждения о форме и движении

Неспешное движение поезда заставляло этот городок медленно кружиться: казалось, что все его необыкновенные постройки вращаются вокруг невидимой точки...

Обратим внимание на два дерева или два дома, расположенные от нас на неодинаковом расстоянии. Как только мы сдвигаемся с места, обнаруживается, что дальний предмет двигается вместе с нами, а ближний остается позади. Это — простейший пример параллакса.

Вращение пейзажа было одним из первых впечатлений, еще ребенком поразивших меня на железной дороге. Допустим, что я смотрю направо; тогда каждый близкий к поезду предмет тоже уносится направо, а каждый удаленный движется вместе со мной налево. Кажется, что вся картина поворачивается вокруг воображаемой точки — той, куда мне случится посмотреть. Независимо от того, гляжу ли я на близкий или на далекий предмет, все предметы, расположенные за ней, движутся вместе со мной, а расположенные перед ней — остаются позади. Попробуйте сами проделать этот опыт. Ясно, что эти зрительные представления возникают вследствие параллакса; новым является то, что мы связываем все с точкой, в которую устремлен наш взгляд. Такова психологическая особенность наших зрительных наблюдений. Идем ли мы пешком, едем ли на велосипеде или поездом,— мы всегда видим верную Луну, которая в отдалении сопровождает нас. То же самое происходит с Солнцем и звездами; мы только не привыкли это замечать. Все это свидетельствует о том, что наше внимание обращено на пейзаж, и поэтому благодаря параллаксу кажется, будто небесные тела движутся вместе с нами относительно пейзажа.