Свет И Цвет

Иллюзии, относящиеся к покою и движению

Суждения о форме и движении

Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывет по неподвижной воде.

(Китайское изречение)

Как Гаризенда, если стать под свес,

Вершину словно клонит понемногу

Навстречу туче в высоте небес...

(Данте, Ад, песнь XXXI)

Вам хорошо знакома иллюзия, возникающая, когда из окна стоящего вагона вы видите, как трогается в путь соседний поезд. На мгновение кажется, будто это ваш собственный поезд медленно отправляется со станции. Если смотреть некоторое время на бегущие над высокой башней облака, кажется, что облака стоят на месте, а башня движется. Точно так же можно видеть, как Луна мчится над неподвижными массами облаков. Переправляясь через ручей по узкой доске, будьте осторожны! Чтобы избежать головокружения, не смотрите на текущую воду: наше представление о покое и движении здесь нарушается из-за того, что необычно большая часть нашего поля зрения оказывается движущейся. Во время первого морского путешествия вы видите, как висящие в каюте вещи раскачиваются взад и вперед, а сама каюта остается в покое.

Более глубокие психологические исследования показали, что мы склонны считать движущимися те предметы, которые, как нам известно из опыта, обычно являются движущимися элементами пейзажа. Помимо того, здесь действует другой весьма важный и более общий закон: мы автоматически связываем представление о покое с более обширным пространством, с элементами, обрамляющими поле зрения, в то время как движение автоматически связывается с элементами, находящимися внутри этой рамки. В ряде упомянутых выше случаев этот второй закон сталкивается с первым, и, как показывают иллюзии, берет верх над нашим обычным, будничным опытом.

Я сижу у окна железнодорожного вагона, мечтательно глядя на убегающую землю. Когда поезд уже остановился, и я твердо убежден, что он стоит на месте, я все же продолжаю испытывать неустранимое ощущение, как будто земля медленно уходит вперед. Это ощущение не достигает, однако, такой силы, чтобы заставить все поле зрения перемещаться с одной и той же скоростью. Ближе ко мне движение кажется быстрее, немного поодаль — медленнее; несколько правее или левее точки, на которую я смотрю, движение также представляется мне более медленным. Кажется, будто весь пейзаж медленно вращается вокруг этой точки, растягиваясь и сокращаясь при вращении подобно эластичному веществу. Это вращение происходит в направлении, обратном наблюдавшемуся при движении поезда. Интересно было бы быстро пересесть к противоположному окну в момент остановки поезда; вращение тогда должно происходить в прежнем направлении.

Можно предположить, что мускулы глаза привыкли бессознательно следовать за мчащимися мимо предметами, и когда поезд останавливается, эти невольные движения не прекращаются сразу, так что некоторое время мы, так сказать, добавляем к действительным скоростям постоянную «компенсирующую скорость». Однако посредством одного лишь движения глаза невозможно объяснить даже того, почему к границам поля зрения скорость изменяется именно так, как описано, а не как-либо иначе.

Были проведены опыты, состоявшие в том, что наблюдатель некоторое время смотрел на небольшие предметы, непрерывно двигавшиеся от некоторой центральной точки во всех направлениях. Когда движение прекращалось, казалось, будто световые точки стягиваются со всех сторон обратно к центру. Вероятно, это нельзя объяснить одним только движением глаза. Похоже более на то, что наше «сознание», наученное приводить скорость к определенной величине в каждом участке поля зрения, продолжает эту работу и после того, как движение прекратилось.

Когда мы безотрывно смотрим на маленькое пятнышко в окне вагона, устраняя таким путем движение глаза, описанное выше явление все равно возникает, при том, конечно, условии, что скорость поезда не настолько велика, чтобы внешние предметы сливались в сплошные полосы.

С другой стороны, старое наблюдение Брюстера весьма определенно указывает на непроизвольные движения глаза. Видимые из окна поезда мелкие камешки вытягивались близ дороги в короткие полоски, но если взгляд быстро переводили чуть дальше, эти камешки на мгновение казались неподвижными, как бы освещенными электрической вспышкой. Это, по моему мнению, окончательно доказывает, что наш глаз на самом деле следует за движущимся предметом, хотя и не с той же точно скоростью.

Брюстер сделал еще и другое наблюдение. Глядя на проносящиеся мимо камни сквозь узкую щель в листе бумаги, он заметил, что если внезапно отвести глаза, продолжая смотреть сквозь щель, так что изображение камней приходится на боковое поле зрения, — на мгновение все становится совершенно отчетливым.

Обходя слева площадку для игр, обнесенную очень длинной оградой, я поворачиваю голову вправо и гляжу на детей. Спустя одну-две минуты я снова смотрю прямо перед собой и вижу, как камни на дороге и другие расположенные впереди предметы перемещаются справа налево. Когда я пытаюсь повторить опыт, глядя все время не на детей, а на изгородь, эффект проявляется гораздо слабее. Проводя такого рода наблюдения, вы обычно замечаете, что не нужно следить за самими движущимися предметами, а лучше смотреть на какой-нибудь нейтральный фон, в то время как сетчатку пересекают изображения с резкими контрастами светлого и темного.

Я наблюдаю за падением снежных хлопьев. Проследив, как падает одна из снежинок, я быстро поднимаю глаза и выбираю другую и так в продолжение нескольких минут. Если я посмотрю теперь на покрытую снегом Землю, то она буквально приподнимается, а я испытываю такое ощущение, как если бы я опускался.

Поглядите несколько минут на поверхность быстро текущей реки или на плывущие по течению льдины, не выпуская из виду все это время, например, верхушку причального столба или какую-нибудь точку на острове. Если снова посмотреть теперь на твердую землю, то вы увидите, что она движется против течения. После того как вы некоторое время любовались водопадом, вам кажется, что его берега уходят вверх. В другом случае я пристально смотрел на высокий и узкий водопад и задержал взгляд на ровном склоне соседней горы. Мне показалось, что узкая вертикальная полоса скользит вверх. У Пуркинье, который из окна смотрел на процессию всадников, создалось впечатление, будто дома, расположенные вдоль дороги, движутся в противоположном направлении. Когда вы идете полем по узкой тропке и смотрите на далекую Луну, условия окажутся очень благоприятными для возникновения этой иллюзии.

Коротко говоря, эти условия таковы: а) движение должно продолжаться по крайней мере минуту; б) оно не должно быть слишком быстрым; в) глаз должен быть безотрывно направлен на движущийся или неподвижный предмет и всегда таким образом, чтобы изображения, проходящие по сетчатке, были контрастны и отчетливы в деталях.