Свет И Цвет

Воздушные замки

Искривление световых лучей в атмосфере

Вполне авторитетные наблюдатели описали несколько случаев замечательных миражей. Это были ландшафты с городами, башнями и парапетами, поднимающимися над горизонтом. Своими все время меняющимися и исчезающими волшебными картинами они вызывали восторг, манили к себе — это была фата-моргана! Нет ничего удивительного, что эти миражи, прекрасные сами по себе, еще больше украшены поэзией и народными сказаниями.

Форел довольно часто наблюдал над Женевским озером несколько более простые формы этого явления; он подробно описал результаты своей пятидесятилетней работы. Для опыта необходима спокойная поверхность воды шириной от десяти до тридцати километров, причем очень важно, чтобы глаз наблюдателя был на высоте от двух до четырех метров над водой. Это расстояние точно определяется из опыта. В ясные солнечные дни, когда вода теплее воздуха, Форел наблюдал четыре последовательные стадии развития миража, появлявшегося на противоположном берегу; стадии сменяли одна другую и не задерживались в одном и том же месте долее, чем на 10—20 минут.

Вот эти четыре стадии: а) мираж над теплой водой; отражение под предметом; б) необычный мираж над холодной водой — очень странное явление, когда предмет виден совершенно обычно, а отражение, находящееся внизу, чрезвычайно сжато (возможно, неустойчивая, временная переходная форма); в) воздушные замки; отдаленная береговая линия искажена на протяжении 10—20° и вытянута по вертикали в целый ~ ряд прямоугольников («заштрихованная зона»); г) нормальное искривление лучей над холодной водой; не видно никакого отражения, но сам объект сильно сжат в вертикальном направлении.

Верхний горизонт в стадиях а и б и нижний горизонт в стадии г — это границы, в которых развивается «заштрихованная зона». Воздушные замки перемещаются в результате того, что преломление лучей в стадии а постепенно переходит в стадию г. Здесь кажется вполне справедливой теория о том, что плотность воздуха в такой переходной области наибольшая в слоях средней высоты.

Но постепенно ландшафт теряет

Свою безнадежность перед ее глазами,

И видит она как открылась даль перед нею —

Огромный светлый водный простор.

Кустарник и водные растения

Окаймили погруженный в воду ландшафт,

И они растут и тянутся вверх,

Бросая тени от своих верхушек,

Это зрелище свежо и божественно,

Это — чудесное видение Востока!

Постепенно вдали вдоль голубого озера

Вырастает город со своими набережными,

Окаймленный со всех сторон

Кольцом величественных, могучих стен,

С церквами, крышами домов, фонтанами

и башнями —

И все это купается в солнечном свете!

Суда, большие и малые,

Надувая гибкие белоснежные паруса,

Входят в гавань.

Ветер колышет

Свет на мачте, флаги и

цветные вымпелы.

Многие, конечно, пожелают узнать, есть ли возможность наблюдать явление фата-моргана в Голландии. На голландском побережье Северного моря нам известно, по крайней мере, два великолепных примера этого явления.

«В прошлую пятницу (12 сентября 1917 г.) в 7 часов мы стояли втроем около геодезического знака в Шкорле. Мы стояли и смотрели на море и вдруг увидели, как вырос прямо у нас на глазах и совсем недалеко от нас город; деревья и дома имели резкие очертания и казались очень высокими. Если бы мы увидели этот город в действительности, мы бы безошибочно узнали его».

Другой наблюдатель этого редкого явления отметил практически все характерные черты, упомянутое Форе том. Он пишет: «В 4 часа 20 минут после обеда я вышел па берег у Зандфоорте. Меня сразу же поразила неровность горизонта. Со стороны северо-запада и запада он был заметно выше, чем на юго-западе; во многих местах было видно два горизонта, причем один располагался над другим. С одной стороны оба горизонта сливались в один на уровне более высокого западного и северо-западного горизонта, с другой стороны — они сливались в низкий горизонт юго-запада. Расстояние между ними было повсюду приблизительно одинаковым и равнялось приблизительно 7' (на расстоянии вытянутой руки оно равно 2 мм).

Предметы, находящиеся между этими двумя уровнями, подвергались удивительным изменениям, которые производили впечатление самых невероятных картин».