Свет И Цвет

Цвета

Смешение цветов

Глядя в окно железнодорожного вагона, мы можем увидеть не только открывающийся за ним пейзаж, но также слабое отражение пейзажа, проносящегося за противоположным окном. Эти два изображения накладываются одно на другое, гак что можно наблюдать смешение цветов. Отражение синего неба делает зелень полей сине-зеленой, причем комбинированный цвет становится более бледным и менее насыщенным, что вообще присуще смешению цветов.

Смешение цветов, наблюдаемое в магазинной витринеСтекла в магазинные витрины часто вставляются без рам, поэтому из точки О можно видеть сквозь стекло внутреннюю часть подоконника А и в то же время — отражение его внешней части В. Если А я В окрашены по-разному, мы имеем прекрасный пример смешанных цветов, и с перемещением глаза вверх и вниз комбинированный цвет будет соответственно приближаться к цвету А или к цвету В. Одновременно это показывает, что оконное стекло при больших углах падения отражает больше света.

(далее...)

Отражения и игра цвета

В книге о живописи Леонардо да Винчи говорит: «Если ты будешь изображать белое тело, окруженное большим количеством воздуха, то обращай внимание на цвета противостоящих ему предметов, потому что белое не имеет в себе никакого цвета, но частично окрашивается и переходит в цвет, ему противостоящий.

Если увидишь в открытой местности женщину, одетую в белое, то та ее сторона, которая будет видна Солнцу, будет настолько светлого цвета, что на нее будет даже несколько больно смотреть, как на Солнце. А та ее сторона, которая будет видима воздуху, освещенному солнечными лучами, в него вплетенными и его пронизывающими, покажется отливающей в синий цвет, вследствие того, что воздух сам по себе синий. Если же на близкой поверхности Земли будет луг, и женщина очутится между лугом, освещенным Солнцем, и самим Солнцем, то ты увидишь, как те части складок, которые могут быть видимы лугу, окрасятся лучами, отражающими цвет этого луга».

(далее...)

Цвета коллоидных растворов металлов. Фиолетовые оконные стекла

Окна в некоторых старых домах имеют великолепный фиолетовый оттенок. Этот оттенок появился в результате многолетнего облучения стекла Солнцем. В настоящее время тот же процесс окраски можно воспроизвести много быстрее, подвергая стекло интенсивному облучению кварцевой лампой.

Фиолетовый цвет можно отнести за счет ничтожных количеств марганца, образующего в стекле коллоидный раствор. Оттенок этого цвета зависит не только от оптических свойств металла, но также и от размера частиц. При нагревании фиолетовый цвет исчезает.

(далее...)

Цвет газосветных трубок; поглощение света в газах

Огни многочисленных цветных реклам, преображающих по ночам наши города в сказочные,— это стеклянные трубки, заполненные сильно разреженным газом, сквозь который проходит электрический разряд. Оранжевый цвет дают трубки, заполненные неоном, синий и зеленый — трубки, заполненные парами ртути и изготовленные из синего или зеленого стекла, чтобы соответственно ослабить другую компоненту ртутного света; наконец, желтый цвет дают гелиевые трубки из желтого стекла.

Примечательны прямые синие газосветные трубки. Если смотреть вдоль оси трубки, стоя близко к ней, то можно заметить изменение в оттенке свечения: цвет будет сине-фиолетовым; если же смотреть в перпендикулярном направлении, он будет скорее сине-зеленым. Это объясняется тем, что ртутный свет, проходящий сквозь стекло трубки, состоит преимущественно из трех излучений — фиолетового, синего и зеленого, причем первое — самое слабое. Совокупное их излучение сквозь тонкий слой газа создает в нашем глазу ощущение сине-зеленого цвета. Но если смотреть сквозь очень толстый слой газа, например, вдоль трубки, то свет из дальнего конца должен проделать долгий путь через пары ртути, прежде чем он достигнет нашего глаза. На этом пути поглощение зеленого света много сильнее, чем синего, так что отношение излучений становится совсем иным и соответственно меняется оттенок.

(далее...)

Эффект Пуркинье. Колбочки и палочки

Леонардо да Винчи отмечал, что «зеленый и голубой усиливают свой цвет в полутени, а красный и желтый выигрывают в цвете в своих освещенных частях, и то же самое делает белый».

Обратите внимание днем на контраст между пламенно алой геранью в бордюре газона и фоном из темно-зеленых листьев. В сумерки и поздно вечером этот контраст совершенно противоположен: цветы кажутся теперь много темнее листьев. Возможно, вас удивит сравнение яркости красного с яркостью зеленого цвета, однако различия выражены здесь настолько хорошо, что сомнениям нет места.

(далее...)

Цвет очень ярких источников света приближается к белому

В городах или селениях мы можем часто наблюдать, как по вечерам различные источники света отражаются в воде каналов, вытягиваясь в светлые полосы. Поразительно, с какой легкостью обнаруживаются теперь различия в цвете между газовыми и электрическими фонарями, в то время как сами по себе эти источники света выглядят почти одинаково белыми.

Точно так же различия в цвете становятся отчетливее, когда фонари видны сквозь туман или сквозь запотевшие окна. Но если свет сконцентрирован в одной точке, обладающей значительной яркостью, то благодаря свойству нашего глаза цвет источника приближается к белому.

(далее...)

Впечатление от пейзажа, рассматриваемого сквозь цветные стекла

В «Теории цветов» Гете говорит, что желтый цвет «радует глаз, расширяет сердце, бодрит дух, и мы сразу ощущаем тепло». Многим хочется смеяться, когда они глядят сквозь желтое стекло.

Синий цвет «представляет все в печальном свете». Красный «придает пейзажу страшный вид. Вот цвет, который покроет небо и Землю в Судный день». Зеленый выглядит очень неестественно, скорее всего потому, что небо крайне редко бывает зеленым. Воган Корниш пытался разграничить природные цвета на дающие ощущение «тепла» и ощущение «холода». Он нашел, что красный, оранжевый, желтый и желто-зеленый принадлежат к первой группе, а сине-зеленый, синий и фиолетовый — ко второй.

(далее...)

Наблюдения цвета с опущенной головой

Художникам давно известно, что пейзаж кажется сочнее и богаче красками, если, повернувшись к нему спиной, наклониться и рассматривать его между расставленными ногами. Предполагается, что обострившееся чувство цвета связано с приливом крови к голове.

Я достигаю нужного эффекта, наклоняя туловище набок, а голову держа горизонтально. В таком положении можно, например, очень хорошо видеть тень Земли.

(далее...)